Религии, их направления и течения, важнейшие деноминации - Форум
Среда, 18 Сентября 2019, 02:08
СВЕТ РЕЙКИ
Главная | Религии, их направления и течения, важнейшие деноминации - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » КАРМА » Религии Мира » Религии, их направления и течения, важнейшие деноминации
Религии, их направления и течения, важнейшие деноминации
lubovДата: Среда, 17 Декабря 2008, 14:43 | Сообщение # 1
Гуру
Группа: Рейки II
Сообщений: 1626
Статус: Offline
О классификации религий
В современном мире имеется очень большое число отдельных, вполне самостоятельных религиозных общностей Если учитывать сохранившиеся в большинстве стран Африки к югу от Сахары и в ряде других регионов мира родоплеменные культы, то общее число религиозных общностей достигнет многих десятков тысяч. Одних только христианских деноминаций насчитывается около 20 тыс.
В связи с таким многообразием религиозного состава населения мира одной из важных задач религиеведения является группировка, классификация религиозных общностей. В нашей стране в последние десятилетия этой проблемой фактически не занимались, что в первую очередь было связано с крайне отрицательным отношением советской официальной идеологии к такому явлению человеческой жизни, как религия. Однако и за рубежом вопросами классификации религий занимались не особенно много.
Цель данной работы - попытаться рассмотреть современные представления о конфессиональной классификации и по ходу изложения материала высказать свое мнение по некоторым спорным ее вопросам.

Вначале несколько слов о самом термине "религия".
Этот термин употребляется в научной литературе и публицистике как в широком, так и в узком смысле слова.
В широком смысле слова под религией подразумевается один из важнейших элементов духовной культуры человека, выражающий его отношение к божественному, его веру в единого Бога (монотеизм) или нескольких богов (политеизм).
Религия в узком смысле слова (конкретная религия) - это своего рода духовная общность людей, имеющая единое происхождение, характеризующаяся определенной догматической и культовой спецификой и не сводимая к более крупным организмам такого же характера.

Религия в последнем своем значении имеет иерархическую структуру. Многие конкретные религии часто подразделяются на ветви более низкого таксономического уровня, те, в свою очередь, на подразделения еще более низкого порядка и т.д. Так, человек, придерживаясь христианства, может быть сторонником одной из его ветвей, например протестантизма, принадлежать к такой форме протестантизма, как баптизм, и являться членом одной из баптистских религиозных организаций, предположим Южной баптистской конвенции.

Постараемся предложить термины для обозначения религиозных общностей разного иерархического уровня. Общности первого, высшего уровня целесообразно называть, следуя сложившейся традиции, религиями(в узком значении этого слова) или конкретными религиями.

Для наименования религиозных общностей следующего, второго иерархического уровня можно использовать термин "направления".Это, как правило, крупные, достаточно давно сложившиеся, существенно отличающиеся друг от друга по догматике и культу ветви конкретных религий.

Религиозные общности третьего иерархического уровня можно обозначить термином "течения",подчеркивая этим, что для них характерна бoльшая внутренняя близость, чем для направлений.

Четвертый, последний иерархический уровень - деноминации, объединяющие религиозные общины, практически не отличающиеся друг от друга по догматике и культу и часто имеющие общие руководящие органы.

Таким образом, в упомянутом выше примере религией будет христианство, направлением - протестантизм, течением - баптизм, деноминацией - Южная баптистская конвенция.

Необходимо отметить, что наличие всех иерархических уровней наблюдается далеко не всегда. Некоторые религии (особенно обладающие сравнительно небольшим числом последователей или возникшие относительно недавно) имеют только один, высший уровень, который представлен единственной существующей деноминацией. Далеко не всегда религии делятся на направления, а направления на течения. С другой стороны, иногда существуют и промежуточные уровни. Так. баптизм как течение имеет более дробные подразделения (баптисты-кальвинисты, допускающие миссионерскую работу, примитивные баптисты, также являющиеся кальвинистами, но не допускающие миссионерской работы, общие баптисты, баптисты седьмого дня и др.), и в нашем примере Южная баптистская конвенция - одна из деноминаций первой группы баптистов.


Создавай свободно, принимай радостно,
Анализируй пристально, воплощай полностью.
 
lubovДата: Среда, 17 Декабря 2008, 14:48 | Сообщение # 2
Гуру
Группа: Рейки II
Сообщений: 1626
Статус: Offline
Число конкретных религий в современном мире весьма ограничено.

Если не считать некоторые малочисленные "экзотические" религии (например, недавно "восстановленную" древнюю исландскую политеистическую религию асатруарменн, которую решилась принять лишь сотня человек, марийскую языческую религию ошмари-чимари, алтайский бурханизм и некоторые другие), а также множество ограниченных племенными рамками культов Африки, ряда глубинных районов Южной Америки, Северной, Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, Австралии и Океании, то в качестве основных религий могут быть выделены следующие: христианство, ислам, буддизм (эти три религии из-за широты их распространения часто называют мировыми), иудаизм, мандеизм, зороастризм, йезидизм, индуизм, джайнизм, сикхизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм. Возможно, к этому перечню следует еще добавить корейский шаманизм.
Впрочем, далеко не все они единодушно признаются религиеведами религиозными образованиями высшего иерархического уровня. Так, мандеизм нередко рассматривается как раннехристианская секта или сильно обособившаяся гностическая секта иудаизма, йезидизм иногда считается ответвлением зороастризма либо сильно отклонившейся мусульманской сектой (последнее явно ошибочно), джайнизм - ветвью индуизма или вариантом буддизма, сикхизм - индуистской сектой.

Кроме перечисленных религий, возникших столетия или даже тысячелетия назад, выделяют еще так называемые"новые религии", появившиеся в 19 или 20 вв. и в своем большинстве синтезировавшие в своих вероучениях положения более ранних религий.

Одной из самых известных и распространенных "новых религий" является бахаизм(1) (свыше 6 млн. последователей), сложившийся в исламской шиитской среде в конце 50-х - начале 60-х гг. 19 в. в Иране и впитавший в себя отдельные элементы христианства и некоторых других религий.

Ряд "новых религий" возник в Японии. Наиболее известны из них тэнри (2) (свыше 2 млн. адептов), вышедшая из недр синтоизма в конце 30-х гг. 19 в. и до сих пор считаемая некоторыми исследователями сильно обособившейся синтоистской сектой, возникшая в 1912 г. в буддийской среде синкретическая религиозная организация, имеющая смешанное англо-японское название PL кёдан (3) (около 3 млн. сторонников),а также сэкай кюсэй (4) (около 1 млн. последователей) и сэйтё-но иэ (5) (около 4 млн. приверженцев),отпочковавшиеся в конце 20-х гг. 19 в. от сравнительно малочисленной синтоистской секты Омото и включившие в свое вероучение как самостоятельно разработанные доктрины, так и ряд элементов из других религий.

Появились синкретические религии и секты и в Корее. Старейшая (основана в 1860 г.) и наиболее влиятельная из них - чхондогё
- имеет 2,5 млн. адептов.

Есть "новые религии" и во Вьетнаме. Это возникшая в 1919 г.каодай(6) (2 млн. приверженцев), представляющая собой синтез буддизма и христианства с некоторыми элементами конфуцианства и даосизма, и хоахао (7) (1,5 млн. сторонников), основанная в 1939 г. и представляющая собой попытку реформирования тхеравадинского направления буддизма.

Следует еще упомянуть синкретические секты Сянгана (Гонконга), в которых причудливо переплелись конфуцианство, даосизм, буддизм, христианство и ислам(Тянь дэ шэн хуй, Всемирное общество красной свастики и др.).

"Новые религии" возникали не только в азиатских странах, но также в Америке и Европе.
Так, в середине 20 в. в США сложилась так называемая Церковь саентологии(в настоящее время имеет свыше 8 млн. членовболее чем в 100 странах), претендующая на способность дать своим адептам скрытое от большинства людей эзотерическое знание и улучшить их психическое здоровье.

"Новой религией" порой называют и Новый век (8), хотя на самом деле это скорее не единое религиозное учение, а совокупность широко распространившихся в США и некоторых странах Европы довольно разнообразных религиозных верований, приемлющих идеи оккультизма и не признающих резкую грань между Богом и человеком (9).

Иногда к "новым религиям" относят и другие культы синкретического типа: агама Джаву на Яве, синтезировавшую ислам, индуизм, буддизм и местные верования, агама Джава-Сунду, распространенную на западе того же острова и включившую в свое вероучение элементы католицизма, ряд индейских культов (пейотизм, шейкеризм и др.), афро-христианские культы негров Америки (Сантерия, Вуду, Умбанда т.д.) и некоторые иные верования.

Общая численность последователей "новых религий" превышает 112 млн. человек.



Создавай свободно, принимай радостно,
Анализируй пристально, воплощай полностью.
 
lubovДата: Среда, 17 Декабря 2008, 14:50 | Сообщение # 3
Гуру
Группа: Рейки II
Сообщений: 1626
Статус: Offline
Перейдем теперь к определению внутренней структуры ныне существующих религий мира.

Наиболее сложный состав бесспорно имеет самая многочисленная религия мира - христианство(общее число ее последователей составляло в середине 1998 г. 1966 млн. человек).
Христианство делится на несколько направлений, однако число и перечень их определяются различными религиеведами неодинаково.
Некоторые из них считают, что существуют только три основных направления христианства:
православие, католицизм и протестантизм.

Другие же полагают, что англиканство, имеющее как протестантские, так и католические черты, следует выделить в особое, отдельное направление. Впрочем, такая точка зрения вызывает определенные возражения, так как, несмотря на зримые следы католицизма, англиканство все же, конечно, носит в своей основе протестантский характер: главное значение в спасении человека придается в нем личной вере, Священное Предание отодвигается на второй план по сравнению со Священным Писанием, отвергается почитание святых мощей, отрицается положение о пресуществлении, существенно упрощается культ и т.д.

Из православия нередко выделяют в качестве отдельных направлений монофизитство и несторианство,

что, на наш взгляд, имеет достаточные основания, поскольку при очень большой близости в догматическом, культовом и организационном отношениях православие (в узком значении этого понятия), монофизитство и несторианство отличаются друг от друга по одному очень важному доктринальному положению о соотношении божественного и человеческого во втором лице Святой Троицы - Иисусе Христе. В этом вопросе православие даже стоит ближе к католицизму и большинству течений протестантизма, чем к монофизитству и несторианству.

Известный работающий в США английский религиевед Д.Б. Барретт в качестве отдельного направления христианства называет еще "небелые туземные церкви" (в основном афро-христианские), что спорно, так как эти церкви (если не считать маргинальных) сравнительно мало отличаются в догматическом отношении от "белых" церквей, из которых они вышли.

Три наиболее значительных направления христианства - православие, католицизм и протестантизм - выделили из своей среды очень сильно обособившиеся от них маргинальные группы. В этих группах были отвергнуты некоторые фундаментальные положения христианства, например такие как учение о Божественной Троице и положение о строгом монотеизме, предложены наряду с Библией свои особые канонические книги (а порой Библия и вовсе отвергается ими или кардинально переосмысливается).

Особенно много маргинальных ответвлений дал протестантизм, и для коллективного обозначения их был предложен весьма удачный термин "маргинальный протестантизм".Сильно обособившиеся от католицизма и православия ответвления не получили пока в религиеведении специального обозначения, и их по аналогии можно было бы назвать маргинальным католицизмом и маргинальным православием (или, точнее, маргинальными сектами, отколовшимися от католицизма и православия).


Создавай свободно, принимай радостно,
Анализируй пристально, воплощай полностью.
 
lubovДата: Среда, 17 Декабря 2008, 14:52 | Сообщение # 4
Гуру
Группа: Рейки II
Сообщений: 1626
Статус: Offline
Таким образом, в христианстве можно достаточно уверенно выделить пять основных направлений:
православие, католицизм, протестантизм, монофизитство, несторианство, и три маргинальных направления: маргинальный протестантизм, маргинальный католицизм и маргинальное православие.Кстати, в отдельных трудах можно увидеть попытку объединить все маргинальные христианские деноминации, несмотря на их разное происхождение, в одну группу, отделив, впрочем, от нее так называемые "туземные маргинальные церкви"(10).
Большинство направлений христианства делится на течения.

Так, внутри православия (в узком значении этого понятия, т.е. без монофизитства и несторианства) помимо основной его ветви, которую можно условно назвать собственно православием, выделяется очень близкое к этой ветви, но все же несколько обособившееся течение - старообрядчество. Оно возникло еще в 17 в. в результате произошедшего в Русской православной церкви раскола, когда часть ее не приняла проведенные церковным руководством реформы, касавшиеся в основном некоторых деталей богослужения. Не совсем однородно и само собственно православие. В его составе выделяются, с одной стороны, 15 автокефальных церквей, взаимно признающих друг друга и поддерживающих братские отношения, с другой - отколовшиеся от них по разным причинам церковные организации, претендующие на самостоятельность, но в большинстве случаев не признаваемые автокефальными церквами. Среди этих "диссидентских" организаций своеобразное положение занимает группа так называемых "истинно православных", порвавших в 20-х и 30-х гг. 20 в. связь с руководством Русской православной церкви, обвинив его в сотрудничестве с атеистической советской властью. Порой "истинно православных" считают даже особым течением внутри православия, что не имеет достаточных оснований, так как вероучение у них осталось неизменным. В качестве отдельного течения выделяют иногда и православных - сторонников старого календаря - малочисленные группы, отколовшиеся от некоторых из православных церквей, использующих в своей церковной жизни новый (григорианский) календарь. Однако такая позиция тоже вряд ли оправданна, поскольку поддерживающие между собой братские связи автокефальные церкви сами отличаются друг от друга в этом отношении: часть из них придерживается старого календаря, другая - нового.

В католицизме четко выделяются два основных течения: римский католицизм и неримский католицизм. Правда, внутри первого существуют так называемые униатские группы (греко-католики с их подразделениями, сиро-католики, марониты, халдеи, армяно-католики, копты-католики, эфиопы-католики), которые, на первый взгляд, тоже можно было бы принять за течения (или течение). Однако это было бы, по-видимому, неверным, так как указанные группы совершенно не отличаются от основной части католиков (католиков латинского обряда) по догматике и поэтому не могут быть названы течениями в полном смысле этого слова.

Что же касается неримских католиков, то этим термином объединяют церковные группы, либо отделившиеся по разным причинам в 18 - 20 вв. от Римско-католической церкви и приобретшие при этом в большинстве случаев некоторые протестантские черты, либо, наоборот, отколовшиеся от англиканства и других течений протестантизма и приблизившиеся к католицизму. Это старокатолики, реформированные католики, консервативные католики, англо-романские церкви, маленькие автокефальные церкви, возглавляемые независимыми епископами (так называемыми episcopi-vagantes) и др.

Впрочем, некоторые религиеведы, в том числе упомянутый выше профессор Д.Б. Барретт, считают римский католицизм и неримский католицизм двумя самостоятельными направлениями христианства.

Весьма большое число течений имеется в протестантизме. Например, в работах, выходящих под редакцией Д.Б. Барретта, внутри протестантизма (без англиканства, которое признается самостоятельным направлением христианства) выделяются следующие основные течения: лютеранство, реформатство и пресвитерианство, конгрегационализм, меннонитство, методизм, сальвационизм (Армия спасения и близкие к ней организации), движение святости (перфекционизм), пятидесятничество (11), баптизм, адвентизм, а также группы плимутских братьев (открытых), плимутских братьев (замкнутых), братьев (данкеров), учеников Христа и других реставрационистов, кристадельфиан, квакеров, моравских братьев, вальденсов (последние две группы относятся к "дореформационным протестантам", так как появились задолго до Реформации - соответственно в 1457 и 1173 гг.).Представляется, что эта группировка, построенная по генетическому принципу, весьма удачна и существенно превосходит все другие имеющиеся классификации. Наши замечания по ней минимальны.


Создавай свободно, принимай радостно,
Анализируй пристально, воплощай полностью.
 
lubovДата: Среда, 17 Декабря 2008, 14:53 | Сообщение # 5
Гуру
Группа: Рейки II
Сообщений: 1626
Статус: Offline
От приведенной классификации существенно отличается классификация, предлагаемая в "Энциклопедии американских религий", которая, на наш взгляд, логически противоречива, поскольку иногда объединяет в одно течение ("семейство") религиозные группы совершенно разного происхождения и сильно отличающиеся друг от друга в догматическом отношении. Из протестантских "семейств" в ней выделены следующие: лютеранство, реформатство-пресвитерианство (в это течение включен и конгрегационализм), пиетизм-методизм (помимо методистов сюда отнесены также моравские братья и так называемые немецкие методисты), движение святости (куда включена и Армия спасения), пятидесятничество, европейские свободные церкви (эта сводная группа объединяет не только протестантов - меннонитов и близких к ним амишей, а также братьев и квакеров, но и ответвившихся от православия старообрядцев и представителей маргинальных православных сект - хлыстов, духоборцев и молокан), баптизм (вместе с учениками Христа и близкими к ним деноминациями, а также кристадельфианами), движение независимых фундаменталистов (плимутские братья и др.), адвентизм (в состав которого включены явно носящие маргинальный характер группы британских израилитов и свидетелей Иеговы) (12).
Особое место среди течений протестантизма занимают объединенные протестантские церкви, созданные церковными организациями, придерживающимися разных доктринальных позиций. Наиболее охотно идут на объединение методистские и умеренно кальвинистские организации, участвуют в этом процессе также англикане, лютеране, баптисты, ученики Христа, братья, квакеры и некоторые другие протестантские группы.

Помимо объединенных протестантских церквей имеются еще так называемые межденоминационные, или межвероисповедные, протестантские церковные организации. Они отличаются от объединенных церквей, в частности, тем, что имеют целью не слияние нескольких церквей, а объединение усилий представителей разных деноминаций для выполнения определенных задач, прежде всего для проведения миссионерской работы. Когда от межденоминационных миссионерских обществ отпочковывались "дочерние" церкви, то они также сохраняли межденоминационный характер.

Некоторые из течений протестантизма имеют внутри себя и более дробные подразделения. Ранее уже говорилось о наличии таких подразделений внутри баптизма и кальвинизма. Несколько четко выраженных групп имеется в пятидесятничестве: пятидесятники двух духовных кризисов (или двух благословений), пятидесятники трех духовных кризисов (или трех благословений), радикальные пятидесятники, апостольские пятидесятники, пятидесятники-унитарии, "неопределенные" пятидесятники, которых трудно отнести к какой-либо из перечисленных выше групп. Меннонитов можно подразделить на собственно меннонитов, амишей и гуттерцев (гуттеритов). В составе же англиканства выделяются, с одной стороны, церкви, входящие в Англиканское сообщество (тесно связанные с Церковью Англии и участвующие в регулярно проводимых в Лондоне Ламбетских конференциях), с другой - церкви, хотя и считающие себя англиканскими, но не принадлежащие к Англиканскому сообществу. Известно, что в англиканстве выделяют, кроме того, пять ветвей: англо-католическую, евангелическую, а также так называемые высокую церковь, широкую церковь и низкую церковь. Однако границы конкретных деноминаций и этих ветвей пересекаются, и во многих национальных англиканских церквах имеются представители двух-трех, а то и четырех-пяти ветвей.

Течения, хотя и не столь ярко выраженные как в протестантизме, можно обнаружить и в таком направлении христианства, как монофизитство. Их три: первое представлено армяно-григорианами, второе - яковитами и третье - коптами (вместе с эфиопами). Доктринальные различия между этими течениями, впрочем, очень невелики (по крайней мере гораздо меньшие, чем между большинством течений протестантизма), отличия же в культе несколько более существенны. Гораздо значительнее различия между основными течениями монофизитов, с одной стороны, и так называемой Малабарской сирийской церковью Мар Тума (св. Фомы), отколовшейся от яковитской Православной сирийской церкви Востока, - с другой, поскольку эта церковь осуществила ряд реформ протестантского характера (в связи с чем многие религиеведы вообще считают ее протестантской). Специфика указанной церкви позволяет классифицировать ее как особое реформированное течение монофизитства.

В наименее значительном по числу последователей направлении христианства - несторианстве - течений практически нет.
Что же касается маргинальных направлений христианства, то они отличаются большой разнородностью. Вместе с тем объединяемые ими религиозные общности в большинстве случаев можно лишь условно назвать течениями, поскольку многие из них имеют совершенно разные генетические корни


Создавай свободно, принимай радостно,
Анализируй пристально, воплощай полностью.
 
lubovДата: Среда, 17 Декабря 2008, 14:54 | Сообщение # 6
Гуру
Группа: Рейки II
Сообщений: 1626
Статус: Offline
Вторую по численности последователей религию - ислам(1179 млн. человек в середине 1998 г.)

часто подразделяют на три направления: суннизм, шиизм и хариджизм.

Однако хариджизм, имеющий лишь небольшое число сторонников, иногда особым направлением не считают, либо присоединяя его к суннизму, к которому он со временем приблизился, либо объединяя в одну группу с такими сильно обособившимися мусульманскими сектами, как друзы и некоторые другие, а иногда и с йезидами (на самом деле, как уже говорилось, не являющимися мусульманами) в одну сводную группу мусульман-еретиков (неортодоксов). Думается, что такая классификация вряд ли верна, так как хариджизм возник почти одновременно с суннизмом и шиизмом и в целом не так уж обособился от этих двух важнейших направлений ислама.
Особое место в исламе занимает ахмадие, которую одни исследователи называют суннитской сектой, другие же, как отмечалось, причисляют к "новым религиям". Хотя сами сторонники ахмадие называют себя мусульманами, мусульмане-ортодоксы категорически возражают против отожествления ахмадийского вероучения со своей религией, и в Пакистане, где ислам имеет государственный статус, последователям ахмадие даже запрещено называть себя мусульманами.

Нам представляется, что было бы правильнее считать ахмадие не сектой суннизма и не одной из "новых религий", а маргинальной мусульманской деноминацией.

Маргинальный характер имеют также образовавшиеся в США группы "черных мусульман" и основанная в 30-х гг. 20 в. в Индонезии синкретическая секта Субуд.

Из направлений ислама наиболее однороден объединяющий сравнительно небольшое число адептов хариджизм, в котором прежде было несколько течений, но в настоящее время осталось лишь одно - ибадизм.

Сложнее обстоит дело с крупнейшим исламским направлением - суннизмом, который в догматическом отношении практически един, хотя и включает четыре богословско-правовые школы, признаваемые одинаково правоверными: ханафизм, шафиизм, маликизм и ханбализм. Считать их отдельными течениями ислама (если подразумевать под течениями несколько отличающиеся в догматическом и культовом отношении ветви) вряд ли было бы правильным. Вместе с тем следует отметить, что внутри двух наиболее консервативных из этих школ - ханбализма и маликизма - образовались секты (соответственно ваххабитов и сенуситов), которые заняли еще более жесткие позиции в отстаивании "чистоты ислама".

Шиизм же в отличие от суннизма весьма разнороден. В нем очень четко выделяется несколько порой заметно обособившихся друг от друга течений (часть из них иногда именуют сектами). Это имамизм (имамитов часто называют двунадесятниками), зейдизм и исмаилизм, а также признаваемые обычно сектами близкие к имамитам шейхиты, ответвившиеся от зейдитов нуктавиты (ноктавиты), вобравшие в свои вероучения многие элементы исмаилизма друзы, нусайриты и ахли хакк, остаток разгромленного течения бабизма - эзелиты и весьма своеобразные по своему происхождению, доктринам и ритуалу бекташи.


Создавай свободно, принимай радостно,
Анализируй пристально, воплощай полностью.
 
lubovДата: Среда, 17 Декабря 2008, 14:55 | Сообщение # 7
Гуру
Группа: Рейки II
Сообщений: 1626
Статус: Offline
Буддизм(357 млн. сторонников в середине 1998 г.),

как и ислам, делят либо на два, либо на три направления.
В первом случае выделяют тхераваду (южный буддизм) и махаяну (северный буддизм), во втором - к ним добавляют еще ваджраяну, возникшую значительно позже двух других направлений, отделившись от махаяны.Сторонники двучленного деления буддизма включают ваджраяну в состав махаяны. Возможно, к этим направлениям можно добавить еще маргинальный буддизм (или метабуддизм), объединяющий так называемые метабуддийские движения и секты.
Все направления буддизма весьма неоднородны, подразделяясь на значительное число течений, называемых обычно школами, а иногда сектами.

В тхераваде это будут школы Сиам-никая, Амарапура-никая и Раманния-никая в Шри-Ланке, Судхамма, Швегон, Двара-никая, Раманн и иные школы в Мьянме, Тхаммают-никай и Маха-никай в трех других странах Индокитая - Таиланде, Лаосе и Камбодже. Порой к тхераваде относят и японскую школу Рицу, так как в ее вероучении значительное место занимают положения этого направления буддизма.

В махаяне четко прослеживаются следующие основные течения: нарские школы, Тяньтай (Тэндай), амидаистские школы, дзэнские школы, Нитирэн.

Нарскими называют наиболее ранние буддийские школы, проникшие в Японию, - Хоссо и Кэгон, а также отмеченную выше школу Рицу, в вероучении которой больше тхеравадинских элементов, чем элементов махаянистских.

Школа Тяньтай получила широкое распространение как в Китае, так и в Японии (где она именуется Тэндай).

Амидаизм представлен в Японии двумя школами, имеющими большое число последователей, - Дзёдо и Дзёдо син - и двумя сравнительно малочисленными школами - Юдзу нэмбуцу и Дзи.

Дзэн-буддизм занимает сильные позиции не только в Японии (школы Риндзай, Сото и Обаку), но также в Корее (большое число школ, из которых наиболее влиятельна Чоге, заимствовавшая, впрочем, многие элементы амидаизма) и Вьетнаме (ряд школ, крупнейшая из которых Ламте, аналогичная японской школе Риндзай).

Наконец, школа Нитирэн имеет чисто японский характер, и у нее нет аналогов в других странах.

Третье направление буддизма - ваджраяна - распространено преимущественно в странах Центральной Азии (Тибете, Монголии и др.). Основные ее школы Ньингмапа, Кагьюдпа, Сакьяпа (каждая из них имеет по нескольку подразделений), Гелугпа (самая многочисленная). Есть одна школа этого направления буддизма и в Японии - Сингон.

Что касается маргинального буддизма, то он представлен в Японии весьма влиятельными метабуддийскими движениями Нитирэн сёсю (на его основе создана имеющая в стране большой политический вес общественная организация Сока гаккай), Рэй ю кай и Риссё косэй кай, в Корее - движением Вонбульгё. К маргинальному буддизму нужно отнести и возникшую в Японии секту АУМ Синрикё. Эта секта, небезуспешно попытавшаяся распространить свое влияние и за рубежом, "прославилась" своими террористическими актами, после чего ее деятельность была запрещена как в Японии, так и в ряде других стран.


Создавай свободно, принимай радостно,
Анализируй пристально, воплощай полностью.
 
lubovДата: Среда, 17 Декабря 2008, 14:59 | Сообщение # 8
Гуру
Группа: Рейки II
Сообщений: 1626
Статус: Offline
Сложная иерархическая структура характерна и для многих немировых, региональных религий.

Так, в иудаизме(15 млн. последователей в середине 1998 г.),

кроме основного направления, которое мы условно назовем собственно иудаизмом,
можно выделить и такие неортодоксальные направления, как сектантский иудаизм и маргинальный иудаизм.
В собственно иудаизме, в свою очередь, имеются несколько ветвей: традиционно-ортодоксальная, или миснагедская, хасидская, консервативная, реформистская, реконструкционалистская.
Сектантский иудаизм представляют секты караимов и самаритян, а возможно, и так называемая группа геров, которая отделилась от вышедшей из недр православия секты субботников. Наконец, к маргинальному иудаизму следует, по-видимому, отнести сохранившиеся вплоть до настоящего времени криптоиудаистские секты, прежде всего секту Дёнме в Турции, а также секты черного иудаизма и мессианского иудаизма.

Три другие религии Ближнего Востока - мандеизм, зороастризм и йезидизм,
- вероятно в силу своей малочисленности (соответственно 45 тыс., 190,5 тыс. и 300-500 тыс. последователей в 1996 г.),не имеют четко выраженных подразделений. Следует вместе с тем отметить, что зороастризм уже много веков назад разделился на две территориальные группы: гебров в Иране и парсов на индийском субконтиненте.

Третью по численности приверженцев религию мира, не называемую, однако, в силу территориальной концентрации ее адептов мировой, - индуизм (767 млн. сторонников в середине 1998 г.) -

обычно подразделяют на два или три основных направления: вишнуизм и шиваизм или вишнуизм, шиваизм и близкий к последнему шактизм.Впрочем, следует при этом учитывать, что индуизм - скорее не единая религия, а совокупность религиозных систем, связанных общим происхождением и обладающих некоторыми общими чертами. В связи с этим в каждом направлении индуизма имеется большое число местных культов. Подразделяются эти направления и на различные течения. Например, в вишнуизме есть течения рамаизма, кришнаизма и др. В шактизме четко выделяются две школы: Вамачара и Дакшиначара.

Указанные три главные направления индуизма охватываются понятием санатана. Однако наряду с ними существует также и сектантский индуизм, в котором различаются два направления: реформированный индуизм и маргинальный индуизм (называемый обычно неоиндуизмом). Если в сектах первого из них индуистские доктрины не претерпели в большинстве случаев коренного изменения, то в сектах второго были приняты положения, порой сильно отличающиеся от ортодоксальных индуистских догм.

Среди сект реформированного индуизма отметим Шанкарачарью, Кабирпантх, Брахмо самадж, Арья самадж, Миссию Рамакришны, среди сект маргинального индуизма - Трансцендентальную медитацию, Ананда марг, Центр Шри Чинмоя, Международную коммуну санньясинов, Общество божественной жизни, Брахма Кумарис, Тантра сангху, Международное общество сознания Кришны, Миссию божественного света.

Другая сложившаяся в Южной Азии религия - джайнизм(4,9 млн. приверженцев в 1996 г.)
-имеет два сформировавшихся еще в 1 в. по Р.Х. подразделения, называемых обычно сектами, но фактически являющихся направлениями: дигамбара и шветамбара.Ответвлениями дигамбары являются секты Висапантхи и Терапантхи. Шветамбара разделилась на секты Муртипуджак, Штханакваси и Терапантхи (наименование совпадает с названием одной из сект дигамбары).

Еще одна южноазиатская религия - сикхизм (23 млн. приверженцев в середине 1998 г.) -
также четко делится на два основных направления: ортодоксальное - хальса, или кешдхари, и сектантское - сахадждхари, или нанакпантхи (секты Удаси, Ниранкари, Намдхари, Бандаи, Бхасауриа и др.).


Создавай свободно, принимай радостно,
Анализируй пристально, воплощай полностью.
 
lubovДата: Среда, 17 Декабря 2008, 15:01 | Сообщение # 9
Гуру
Группа: Рейки II
Сообщений: 1626
Статус: Offline
Две религии, возникшие в Китае, - конфуцианство и даосизм -
образуют в этой стране вместе с внедрившимся извне буддизмом сложную поликонфессиональную систему, при которой один и тот же человек часто одновременно исповедует две и даже три религии. В связи с таким положением очень трудно определить как численность каждой из распространенных в Китае религий (по приблизительной оценке, в 1996 г. в стране насчитывалось 221 млн. человек, вовлеченных в китайскую поликонфессиональную систему), так и сектантскую структуру каждой из китайских религий.
В конфуцианстве от традиционных форм этой религии достаточно четко отличается обновленный ее вариант - неоконфуцианство.

Для даосизма же характерно большое число сект, среди которых значительным влиянием пользуются секты Учение совершенной истины и И гуань дао.

Явление поликонфессиональности имеет место и в Японии: большинство японцев так или иначе связаны с обеими основными религиями страны - буддизмом и синтоизмом.
Это, естественно, вызывает большие затруднения при определении численности последователей отдельных религий. Как буддийская, так и синтоистская статистика называют своими адептами бoльшую часть жителей Японии, что не так уж далеко от истины, поскольку при наблюдаемом в стране феномене поликонфессиональности большинство японцев в разные периоды своей жизни имеют какие-то связи с обеими религиями. Тем не менее при социологических опросах основная масса жителей Японии все же отдает предпочтение буддизму, и наиболее ревностных сторонников синтоизма насчитывалось в 1996 г. лишь 2,9 млн. человек.
Синтоизм обычно подразделяют на два главных направления: храмовый и сектантский.Синтоистских сект очень много: Фусо, Дзикко, Идзумо оясиро, Синто тайсэй, Синсю, Онтакэ, Синри, Куродзуми, Мисоги, Синто тай, Синто сюсэйха, Омото, Конко и др.

Особо следует сказать о корейском шаманизме.
Эта насчитывающая тысячелетия исконная религия корейцев, которая сильно отличается от распространенных в родоплеменных обществах примитивных форм шаманизма, до сих пор хорошо сохранилась в Корее, несмотря на проникновение туда буддизма, конфуцианства и христианства. Примечательно, что шаманизм оказался значительно более стойким, чем перечисленные выше религии, к тем гонениям на верующих, которые были предприняты северокорейским коммунистическим руководством.

Помимо указанных выше конкретных религий с их многочисленными направлениями, течениями и деноминациями, в современном мире, и в первую очередьв Африке к югу от Сахары, сохранились также так называемые традиционные верования.В 1996 г. их исповедовало 103 млн. человек. Они представлены тысячами родоплеменных культов, каждый из которых по-своему уникален. Эти местные культы порой весьма сильно отличаются друг от друга и не поддаются строгой классификации. Во встречающемся в религиеведческой литературе подразделении традиционных верований на тотемизм, магию, анимизм, аниматизм, нагуализм, фетишизм, шаманизм (в его примитивной, первобытной форме), культ природы, промысловые культы, культ предков-покровителей, культ племенных вождей и т.д. речь идет не о классификации самих конкретных родоплеменных культов, а о формах верований, наиболее часто являющихся их составными элементами.

Рассмотрев иерархическую структуру практически всех сколько-нибудь значительных религий мира (13), мы попытаемся для наглядности представить весь этот материал в виде систематизированного перечня. Помимо указанных в статье религий, их направлений и течений в этом перечне приводится также подавляющее большинство относящихся к различным направлениям и течениям деноминаций, имеющих более 100 тыс. последователей. Если же деноминации, насчитывающие такое число сторонников, в каких-то направлениях и течениях отсутствуют (например, в течениях сведенборгианцев, теософов, гностиков, апокалипсистов), то в перечне даются в таком случае и менее многочисленные деноминации. Что же касается России и стран СНГ, то по ним в приложении указываются не только крупные, но и малочисленные религиозные группы.

П.И.Пучков ИЭА РАН


Создавай свободно, принимай радостно,
Анализируй пристально, воплощай полностью.
 
Форум » КАРМА » Религии Мира » Религии, их направления и течения, важнейшие деноминации
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Сегодня сайт посетили:
Copyright MyCorp © 2019