Диспенсации - это (отделенные Богом в хронологическом порядке) периоды управления человеческой истории, в течение которых он прогрессирующе являет Себя (дает письменные новые откровения – Новый и Ветхий Заветы) и совершает Свой план. Бог разделил человеческую историю на основные периоды управления. Они и названы диспенсациями. Бог дает откровение, привилегию, и ответственность за каждую администрацию, некоторые из которых отличаются от предыдущего периода управления. Каждая диспенсация имеет уникальную доктрину, народ, управляющих, и события. Вечное спасение в каждой диспенсации всегда по Божьей благодати и через веру (Еф.1:10; 3:1-12; Быт.15:6; Гал.3:6-9; Еф.2:8-9). #
Диспенсационализм, не концентрируется на каком либо определенном количестве периодов управления. А так же не зацикливается на временных периодах за исключением того, что Бог действует хронологически в человеческой истории и через нее. Бог осуществляет свою волю и план через конкретные группы людей на разных этапах человеческой истории. Все согласятся с тем, что Бог действует через верующих иначе, чем через неверующих. Мы также можем увидеть, что Он действует через церковь по-другому, чем через Израиль. В будущем Бог снова будет осуществлять свой план через Израиль. И эти планы на будущее предполагают новое отличное от прежнего устройство. На этих различных стадиях Бог дает дополнительные откровения и привилегии, некоторые из которых отличаются от привилегий и откровений в предыдущем управлении.
#
Что же в действительности отличает теологию диспенсационализма, от реформаторской и заветной теологий? Первое это то, что диспенсационалистская теология основывается на нормальном или простом толковании Библии. Нормальное или простое толкование значит, читать Библию как всякую другую книгу, где автор имеет ввиду то, что он говорит. Библия использует образные выражения, притчи, она говорит об идеях, людях, местах, событиях. Когда автор называет отдельные личности, группу людей или предсказывает конкретное событие их следует толковать нормально или просто, так как об этом говорится, если только контекст нам не подсказывает, что существует другое значение. Из простого толкования, мы видим, что Бог на протяжении всей истории делает различие между Израилем и церковью. И это вторая отличительная черта теологии диспенсационалистов. Израиль и Церковь это две явные, заметные группы людей, через которые Бог действует. Со дня Пятидесятницы, Бог действует через Церковь, тело Христово (Еф.1:22-23). А после того как Христос заберет Церковь, Бог снова буде действовать через Израиль. Третья черта теологии диспенсационалистов – это то, что основной целью Бога является доксология, то есть демонстрация Божьей славы. Спасение людей это путь, которым прославляется Бог, но оно не является целью истории.
#
Во время нашей диспенсации церкви Бог выделяет три группы людей: раса евреев, раса язычников, и Церковь (1 Коринфянам 10:32). Римлянам 9:6 делает различие между верующим Израилем и естественным, этническим Израилем.
#
Теология диспенсационализма признает, что этнические евреи, которые уверуют во Христа как Спасителя в период между Пятидесятницей и восхищением церкви (век Церкви или Диспенсация Церкви), становятся частью церкви и попадают под обетования и благословения церкви. Как верующие евреи так и Язычники имеют общение «во Христе» , что является уникальным в Церкви. Павел пишет об этом в Галатам 3:26-29. 26 «Ибо все вы сыны Божьи по вере во Христа Иисуса; 27 все вы, во Христа крестившиеся (духовное крещение), во Христа облеклись. 28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. 29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.» Это конечно относится к духовной связи с Авраамом, а не к национальной или физической. Павел не говорит в это отрывке, что евреи или язычники изменили или потеряли свои физические особенности; рабы не ищите физической свободы; мужчины не становитесь женщинами и женщины мужчинами или бесполыми, но все позиционно достигли равенства во взаимоотношениях со Христом.