Рождество: Мария держит на руках младенца. Пророчество исполнилось, стало настоящим. И здесь мы видим РОЗУ. Это какой-то шифр? Что же за этим скрывается?! Для начала нужно понять, на каком языке говорит с нами живописец. Для музыканта весь мир «сотворен из звука», а для художника мир сотворен из цвета, исполнен цветом! Для него мир – это живое колышущееся море цвета, рождающее из себя все предметы и образы, все формы и персонажи. Сюжет картины, обычно столь важный для зрителя, для самого живописца нечто вторичное, как это ни странно прозвучит. Для него все фигуры, все предметы – это то, что должно еще только родиться из цвета!
«В начале было СЛОВО» – говорит евангелист, обращаясь к нам на языке словесном, с речью, со СЛОВОМ.
Что, если бы евангелист пользовался другим языком, обращался к людям не на языке слова, а на языке зрения? Тогда он должен был бы говорить на языке ЦВЕТА! И мы знаем его свет и яркое горение в иконах – этих переводах Евангелия на живописный язык. Но что же такое сам ЦВЕТ?
«ЦВЕТА ЕСТЬ ДЕЯНИЯ И СТРАДАНИЯ СВЕТА», – говорит нам Гёте в своем «Учении о Цвете». Или, если попытаться сказать евангельским языком, «Цвета есть ГЛАГОЛЫ СВЕТА», его движения...
Заря на небе не нуждается в красках с палитры, она рождает их из себя, ибо она сама и есть движение – света во тьме.
Как же живописцу заставить картину заговорить, оживить её, придать ей внутреннее движение? Ведь обычные краски на картине не могут двигаться, как движется в мире свет!
Старые мастера находят свой выход. Они говорят с нами не словами, как писатели и поэты, а образами СУЩЕСТВ ПРИРОДЫ.
Такие картины подобны книгам. Только вместо слов в них написаны (так пишут книги!) камни и травы, цветы и деревья, птицы и звери, звезды и светила люди и ангелы... И любое событие, любой праздник – будь то Рождество или Благовещение – такая картина изображает как хоровод, как хор стихий и созданий мира.
Но в общем хоре у каждого свой голос. И если язык художника – цвет и образ, то язык царства Флоры – это растения! Цветы, деревья и травы – это её слова, её молитвы и песни. ДВА СЛОВА из Евангелия – «Благовещенье» и «Рождество», сказанные на языке растений – это лилия и роза!
Они – не просто украшения на картине. Попытаемся «прочесть» эти слова. Как ПРОИЗРАСТАЕТ лилия? Каково ее устремление, ее жест? – Он сродни тому, что живет в синеве небес! Синь, синева воздушного океана над нами возникает, когда свет светит не прямо в глаза, а льется сбоку или сверху, как бы «напитывая» собою воздух. Он лишь скромно подсвечивает воздушный купол, давая нам видеть расстилающиеся перед нами дали, простор и глубину пространства. Его можно сравнить со скромно опущенным взором...