Философия йоги: коротко о главном Йога - одна из шести основных признанных в Индии философских систем. Ее главная особенность заключается в том, что она предполагает постижение законов мироздания через личный опыт практикующего. Постепенно учение йоги распространилось на многие сферы духовной и социальной жизни индийского общества и разбилось на отдельные направления. Среди них - карма-йога, бхакти-йога, джнана-йога и другие.
Самой полной и универсальной системой можно назвать Раджа-йогу, описанную в «Йога-сутре». Согласно Патанджали, цель йоги - «устранение неконтролируемых колебаний сознания», иначе говоря, достижение полного контроля над работой сознания на всех его уровнях. Необходимый инструмент - следование 8 ступеням:
* Яма - универсальные этические нормы, в числе которых: ахимса - ненасилие, не причинение вреда себе и другим; сатья - правдивость в словах и помыслах; астейя - не стяжательство, скромность; апариграха - бескорыстие; брахмачарья - стремленние к добру.
* Нияма - нормы внутренней дисциплины, среди которых: шауча - поддержание физической и нравственной чистоты; сантоша - внутренняя удовлетворенность собой, окружающими людьми и внешними обстоятельствами; тапас - усердие и стойкость в практике йоги; свадхьяя - изучение себя, способность к постоянному познанию нового; ишвара пранидхана - преданность Богу, устремление ума за границы личности.
* Асана - позы йоги и физические аспекты практики.
* Пранаяма - управление праной или, более узко, осознанное управление дыханием.
* Пратьяхара - отвлечение чувств от внешних объектов.
* Дхарана - сосредоточение, удержание сознания на выбранном объекте.
* Дхьяна - медитация.
* Самадхи - состояние «самостности»: слияние сознания, субъекта и объекта медитации.
В современном мире, особенно на Западе, практика йоги часто сводится к асанам и пранаяме, в обход первых двух ступеней. А между тем, в древней Индии соблюдение ямы-ниямы считалось обязательным для представителей высших сословий, которые, собственно, и практиковали йогу. В сущности, первая и вторая ступени - это набор морально-этических норм, направленных на поддержание социального и внутреннего благополучия человека.
И если вы действительно хотите продвижения, принципы ямы-ниямы надо соблюдать. В то же время, даже одна только практика асан и пранаямы так позитивно влияет на человека, что его образ жизни и поведение сами собой постепенно меняются. И он приходит к яме-нияме, так сказать, опытным путем.
Что же касается 5-8 ступеней, то они достижимы далеко не для всех. К тому же, для большинства представителей западного сообщества эти аспекты йоги не представляют практического интереса: вообще говоря, философские корни йоги в ее популярном варианте проявлены в самой слабой степени.
Но даже этого достаточно для самосовершенствования: выполняя асаны, мы постепенно становимся более открытыми и доброжелательными, менее рассеянными и беспокойными, более энергичными.
Современная йога - идеальная практика для того, чтобы гармонично существовать в социуме, это одновременно освобождение от социума и принятие его. Суть в том, чтобы через укрепление тела познать себя, найти свое место в мире, установить с ним гармоничные взаимоотношения, - и, наконец, почувствовать себя счастливым.