В Талмуде и в агадических произведениях упоминается ангел Метатрон, занимающий совершенно особое положение среди прочих ангелов. Будучи выше других по чину, находясь в непосредственной близости к Всевышнему, он получает Его приказания, которые выполняет или сам (Ялкут, § 44), или с помощью других, ниже его стоящих ангелов (Мидраш а-Бахир). Кроме имени «Метатрон», его называют ещё «Князем (Б-жественного) Присутствия» (сар а-паним) или «Князем Мира» (сар а-олам). Мистики полагают, что в Метатроне заключено имя Б-га; они основываются на стихах 20 и 21; 23 книги Шмот: «Вот, Я посылаю ангела пред тобою, чтобы хранить тебя на пути и привести тебя в то место, которое Я приготовил. Блюди себя пред ним и слушайся голоса его, не прекословь ему, ибо он не простит проступка Вашего, так как имя Моё в нём». По-еврейски слова эти могут ещё означать, что Метатрон действует от имени Б-га, что вполне согласуется с древними представлениями обо всех ангелах (Ялкут 1 с.).
Та же мысль видна и в ответе рава Идит, историю о котором приводит Талмуд (Сангедрин 38 б). На вопрос одного сектанта (Б-г сказал Моше «взойди к Г-споду», но ведь Он должен был сказать «взойди ко Мне») талмудист ответил, что здесь имеется в виду ангел Метатрон, который носит одно имя с Г-сподом. При этом приводится стих 23, 1 из книги Шмот. Но рав Идит не желал этим сказать, что в Б-ге заключаются два естества. Высказывание рава Идит впоследствии понималось в том смысле, что сумма букв слова Метатрон, написанного на иврите, взятых в их числовом значении (40+9+9+200+6+50=314 – мэм-тэт-тэт-рэйш-вав-нун), равна сумме букв слова Шаддай – одного из имён Всевышнего (300+4+10=314 – шин-далет-йуд). Комментарий этот принадлежит Раши (к Шмот 23, 21).
Ангел Метатрон упоминается уже в древнейших агадических произведениях, где он называется указательным перстом Б-га, что можно понимать и аллегорически. Книга Сифрей повествует, что Метатрон показывал Моше с вершины неба на Страну, куда ему не суждено было войти (Дварим 34).
Его же видел и Элиша бен Абуя, когда проник в Б-жественные сферы (пардэс) и, поражённый самостоятельностью действий ангела, стал еретиком. Впрочем, и ангел Метатрон понёс за это наказание (Талмуд, Хагига 15а).
В стихе «А Господь шёл перед ними днём в столпе облачном, чтобы вести их по пути, а ночью в столпе огненном, чтобы светить им, дабы идти днём и ночью» (Шмот 13, 21) речь идёт о Метатроне, говорится в Агаде (Арух 5, 119 б), и голос Б-жий, слышанный людьми, воплощается порою в Метатроне (там же 119а).
Со смертью Моше «печальником» за евреев перед Б-гом остаётся Метатрон (Танхума 1, 6). В Седер Элиягу Зута, 26 рисуется грандиозная картина гибели Храма и Иерусалима; Всевышний обращается с упрёком к ангелу Метатрону – почему тот не явился просить за Храм и народ. Но во введении к Эйха Раба, 24 рассказывается, что Метатрон всё же явился ходатаем в день великой Катастрофы, он лишь выступил против проявления Всевышним Своего горя, считая это неподобающим.
В небесном Храме Метатрон выступает в роли первосвященника (Бэмидбар 12, 15) и называется порой «юношей» (наар); это же название мы встретим позже и в литературе Хэйхалот. Как ангелу мудрости и учёности ему передаются иногда функции писца (Хагига 15а и Мидраш Эйле Эзкера), а как «юношу» его идентифицируют с Ханохом (ср. Тосафот к Йевамот 16 б и Хуллин 60а).
Рамбан (Нахманид) называет его «высшим ангелом» (к Шмот 12, 12). Отождествляют Метатрона иногда и с архангелом Михаэлем, а некоторые функции Метатрона передаются архангелу (ср. Хагига 12 б, Звахим 62а, Менахот 110а).
Другие источники отождествляют его с Ханохом. Всевышний взял Ханоха на небо при жизни и сделал его Своим верховным ангелом, его функции указаны в апокрифической Книге Юбилеев (4, 23). Эти функции вполне совпадают с обязанностями Метатрона, который, впрочем, там не назван. Не упоминается он и в греческой версии Книги Ханоха.